Общая характеристика стран с переходной экономикой: необходимость и пути проведения реформ, особенности проведения системных преобразований. Особенности новой России.
К наиболее молодой, с точки зрения формирования, группе стран относятся государства с переходной экономикой, начавшие в конце 70-х годов, как Китай, 80-х годов, как Восточная Европа, и начале 90-х годов, как Россия и бывшие советские республики, переход от административно-командной (плановой) модели экономики к рыночной экономике.
По мере трансформации экономики и движения в сторону рынка разные страны используют различные модели системных реформ. Однако объединяющим фактором коренного изменения экономической системы служит консенсус, достигнутый большинством населения бывших социалистических стран по поводу того, что плановая система уступила рыночной и утратила свою жизнеспособность. Очевидно, что люди, вне зависимости от национальности и культурных особенностей, осознанно сделали выбор в пользу рыночной экономики.
По своей сути преобразования, которые были начаты в странах с плановой экономической системой, явились революционными и затронули самый широкий спектр общественных отношений. Эти системные преобразования получили название системные реформы, т.к. они представляют собой коренные изменения сложившихся годами типов социально-экономической системы, в то время как внесистемные реформы не меняют всю систему в целом, а лишь направлены на изменение какого-либо из её элементов.
Важно понимать, что традиционно экономисты делят системные реформы на две разновидности в зависимости от темпов и методов их проведения.
Радикальные реформы известны также как “шоковая терапия”. Это – крайне решительные, радикальные преобразования, проводящиеся быстрыми темпами и нацеленные на кратчайшую смену господствующей экономической системы. С другой стороны, “градуалистический подход” во главу угла ставит постепенные системные реформы, нацеленные на эволюцию, а не революцию в экономической системе.
Еще более глубоким является деление реформ на два пути:
1) Создание односекторной рыночной экономики.
2) Формирование двухсекторной экономической системы.
В первом случае речь идет о коренном изменении не только экономической системы, но и о полном разрушении политической идеологии, искоренении планово-распределительного механизма, существовавшего в хозяйстве, еще до создания институтов рыночной экономики. По такому пути пошли Россия и страны Восточной Европы. Реформы в этих странах, как радикальные, так и постепенные начинались уже после тотального уничтожения существовавшей до этого политической системы и искоренения планового хозяйства.
Двухсекторную экономическую модель начал создавать Китай. Основные характеристики модели Китая:
- сохранение директивного плана по основным экономическим показателям;
- контроль государства за ценами на базовые товары и услуги;
- государственное финансирование инфраструктурных проектов;
- жесткое регулирование ВЭД;
- формирование государственной кредитной системы.
В Китае, при этом, сохранилась руководящая роль и монополия на власть Коммунистической партии Китая.
Для всех бывших советских республик и России выбор, как уже отмечалось, был сделан в пользу односекторной модели системных реформ. Тогда появилась альтернатива: использовать “шоковую терапию” или “градуалистический подход”. Однако со временем стало очевидно, что, разрушая и политический режим, и трансформируя экономический ландшафт в односекторной модели, чрезвычайно сложно последовательно проводить реформы в одном избранном темпе: либо постепенно, либо быстро.
В результате, в России и многих других странах Восточной Европы стали очевидны преимущества двухсекторной “градуалистской” модели по сравнению с односекторной “шоковой”, а именно:
1) меньшие социальные потрясения, выраженные, прежде всего, в меньшей социальной стратификации и дифференциации населения по уровню дохода;
2) менее резкое падение производства;
3) меньшее психологическое напряжение в обществе, т.к. реформы в двухсекторной постепенной модели происходят медленнее, соответственно, люди имеют возможность адаптироваться к меняющимся жизненным условиям.
Однако, перед началом анализа особенностей экономик конкретных стран, очень важно отметить, что, как зачастую бывает в экономике, нельзя утверждать, что какая-либо модель из выше описанных приоритетов является более эффективной. Все зависит от условий её применения, от особенностей страны и конкретных обстоятельств, существующих в стране на момент начала реализации реформ.
|